<< Главная страница


§ 4. Понятие правосудия и его принципы
Осуществление правосудия является главным содержанием судебной власти, важнейшей судебной функцией.
Первое свойство правосудия - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Осуществление правосудия является видом госу­дарственной, правоохранительной деятельности, которая составляет исклю­чительную компетенцию суда.
Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Рассмотрение дела происходит в форме судебных заседаний, которое происходит непрерыв­но, устно и открыто. В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Ведущее место принадлежит су­ду. При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкрет­ному правоотношению. Осуществляющие правосудие судьи и народные заседа­тели независимы и подчиняются только закону. Завершается судебное заседание вынесением приговора (по уголовным делам) или решения (по граж­данским). Приговор или решение должны быть законны и обоснованны, иначе они могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями. Деятель­ность этих судебных инстанций тоже является правосудием.
Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществ­ляется способами, указанными в законе.
В соответствии со ст. 4 Закона “О судоустройстве РСФСР” правосудие осуществляется путем: 1) рассмотрения и разрешения в судебном заседании гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных пред­приятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных органи­заций, их объединений, других общественных организаций;
2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении пре­ступления, либо оправдания невиновных.
Кроме того, ст. 4 Закона “Об арбитражных судах в РФ” и ст. 1 Арбитраж­ного процессуального кодекса называют правосудием и разрешение эконо­мических споров арбитражными судами. Таким образом, законодательно определены три способа осуществления правосудия: рассмотрение в судеб­ных заседаниях уголовных, гражданских и арбитражных дел.
В то же время ст. 118 Конституции РФ говорит, что судебная власть осу­ществляется посредством гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства. В связи с этим возникает вопрос: вклю­чает ли понятие “правосудие” в себя административное и конституционное судопроизводство? Сразу уточним, что понятия “правосудие” и “судопроиз­водство” близкие, но не тождественные.
В уголовное судопроизводство, к примеру, входит рассмотрение судьей жалоб на незаконное применение органом расследования заключения под стражу в качестве меры пресечения, которое правосудием не является, по­скольку судья не рассматривает дело по существу, а принимает промежуточ­ное решение, касающееся только меры пресечения. Существуют и иные виды судебной деятельности в рамках уголовного и гражданского судопроизводст­ва, которые также правосудием в том смысле, как это определено законом, не являются.
Что касается административного судопроизводства, то на основании ст. 202 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР дела о неко­торых административных проступках рассматриваются районным (город­ским) судом. При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется ряд важнейших принципов правосудия (состязательность, глас­ность, равенство граждан перед законом и судом). Это позволяет ряду авто­ров включать административное судопроизводство в понятие правосудия. Но многие авторы занимают по этому вопросу более осторожную позицию. Про­цедура рассмотрения административных дел по сравнению с уголовными и Гражданскими делами значительно упрощена, правом производства и приня­тия по ним решения обладают, помимо суда, еще ряд органов и должностных лиц, что никак не соответствует принципу “осуществления правосудия толь­ко судом”. Поэтому предлагается включить административное судопроизвод­ство в понятие правосудия только после соответствующего законодательного решения.
Конституционное судопроизводство также значительно отличается от уголовного, гражданского и арбитражного. Все суды, рассматривающие уго­ловные, гражданские и арбитражные дела, применяют нормы права к кон­кретной ситуации, Конституционный Суд контролирует только соответствие нормативных актов Конституции РФ. Полномочия, задачи Конституци­онного Суда РФ также разнятся с полномочиями и задачами судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Наконец, в Конституционном Суде РФ нет представителей народа, а ведь согласно ст. 32 Конституции РФ гражда­не имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Таким образом, законодательно закреплены три способа осуществления правосудия, отнесение к правосудию же административного и конституци­онного судопроизводства на данный момент проблематично.
Прежде чем дать характеристику конкретным принципам правосудия следует сказать, что принцип - это основная идея, исходное положение для какой-либо науки, вида деятельности. Принципы правосудия можно опреде­лить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация